Карабаши.  

            Народный эпос, сказания и предания имеют важное значение для изучения исторического прошлого. Так, сохранившиеся исторические предания о приходе чувашей из-за дальних гор, из-за Черного моря связаны, повидимому, с действительными событиями, происшедшими в глубокой древности. Убегая от преследований монголо-татарских завоевателей, они вынуждены были оставить насиженные места и переселиться в лесные дебри правобережья Волги. Все это отразилось в сотнях преданий. Хранителями памяти народа были одаренные, мудрые люди, из поколения в поколение передававшие сведения о незаурядных событиях и личностях прошлого.   

             В легендарных преданиях повествуется. Что по прибытии на Волгу чуваши жили на ее левобережье (на Каме), а также на правобережье (на реке Свияге) и ее притоках. С мест первоначального обитания они расселялись в северном и западном направлениях, передвигаясь вслед за волком, оленем, быком, коровой. Лошадью, овцой, козой…     

             Историк В.Д. Димитриев утверждает, что древние предки чувашей-тюркоязычные огуры- кочевные племена западной части Хунской державы, района Алтайских гор. В 1-2 веках нашей эры переселились на северный Кавказ, в среду ираноязычных сарматов и аланов( предки нынешних осетин). Огурские племена сувар здесь известны с 2 века, болгары- с 3 века. В 4 веке эти племена оказались в орбите вторгшихся с Востока гуннов и участвовали в их походах. В 5 веке часть болгар и сувар входила в состав державы Аттилы. Живя в соседстве с аланами и сарматами. Болгары и сувары осели, занимаясь не только скотоводством, но и земледелием. В 7 веке сложилось государственное образование Великая Болгария, возглавляемое Курбатом. Тогда же сувары на территории нынешнего Дагестана объединились в Суварское княжество во главе с Алп-Илитвером (Улап Илитвер- богатырь Илитвер) или великим князем Илитвером. Однако возвышение Хазарского каганата, а затем вторжение арабов заставило часть болгар переселиться в 7 веке в Волго- Камье. Остальные болгары и сувары переселялись сюда вплоть до 22 века. На рубеже 9-10 веков здесь образовалось древнечувашское государство Волжская Болгария. Его основателем был Эльтебер ( царь, вождь народа) Альмас (Алмуш). В Волжскую Болгарию входили также марийские, удмурские и пермские земли. Болгарская земля занимала территории нынешних закамских и юго-западной частей Татарстана, юго-восточные части Чувашии, Самарской,Ульяновской, восточную часть Пензинской областей. В ней процветали земледелие, скотоводство, ремесло и торговля. К 8 веку сформировалась единая Болгария- древнечувашская народность.      

              Монголо-татарское войско во главе с ханом Бату, внуком Чингис-хана, осенью 1236 года вторглось с востока в Волжскую Болгарию. Болгаро- чуваши оказали завоевателем героическое сопротивление. Монголо-татарам пришлось сражаться против них в течение года. Завоеватели разрушили и разграбили цветущие болгарские города Болгар, Биляр, Сувар, Керменчук, Джукетау и другие, было стертос лица земли огромное количество деревень.Десятки тысяч болгар, от стариков до младенцев, были уничтожены. По всей вероятности. В 1237 году часть жителей города Сувар поднялась по Волге и основала город Веда-Суар, позднее названный Шупашкаром (Чебоксары).   

               В 1243 году Болгарская земля включена в состав Золотой Орды. А несколько восстановленный после разрушения болгарский город Болгар (на Волге) стал первой столицей Золотой Орды. Болгарская земля стала житницей Золотой Орды- кочевой империи монголо-татар. 

               Во второй половине 14-15 веков происходил распад Золотой Орды. Ханы сменялись почти ежегодно. Эмиры улусов с целью ограбления нападали на оседлую болгарскую землю. В 1391 и 1395 годах самаркандский грозный правитель Аксак (Уксах) Тимур (Тамерлан0. совершив с 200-тысячным войском походы в Золотую Орду, разрушил все болгарские города и множество селений. На болгарские земли совершали разорительные походы также русские князья и новгородские ушкуйники- разбойники на ушкуях-лодках. С 1391 по 1419 годы татарский князь Едигей, основавший кочевой Мангытский юрт со столицей Сарайчик. Включавший территорию золотой Орды от Урала до Волги. Окончательно разрушил 32 болгарских города и около 2000 болгаро-чувашских деревень. Вся территория болгарской земли превратилась в «дикое поле». Без городов и селений- в кочевья нагайцев.        

              Оставшиеся в живых сельские болгары-чуваши, являвшиеся немусульманами, какими были жители болгарских городов и сельские богачи, а язычниками, перебежали во второй половине 14-начале15 вв. в приказанье и Заказанье. Где образовали чувашскую даругу, а также на территорию нынешней центральной и северной Чувашии. В 1438-1445 годах и левобережные, и правобережные чуваши были включены в состав Казанского ханства. Здесь в 15- первой половине 16 веков от болгаро-чувашей, ассимилировавших часть горных марийцев. Образовалась современная чувашская народность. К сожалению. В 15-17 веках основная часть приказанских и заказанских чувашей была отатарена. Правобережные чуваши в 1551 году мирно, по челобитью вошли в состав России.  

               О древней жизни чувашей и их расселении крестьянином деревни Большие Крышки Ф. Алексеевым в 1905 году записано следующее предание:» В старину чуваши как ныне на одном месте, устраивая постоянные поселения с жилищами и подворными постройками, не жили. Они выбирали удобные места с лесами. Лугами и ровными полями, лесными полянами, пригодными для возделывания хлебов. На таких местах они прокармливали себя. Занимаясь земледелием и скотоводством. Как только земля становилась не плодородной, они перебирались на другое место, так они коротали свой век».              

              На левобережье Волги. Говориться далее в предании, жили три родных брата6 старший Пичура, средний Айдар и младший Чинкей. Они содержали большого быка, который пасся свободно, уходил с их стойбища на две-три недели и опять возвращался к хозяевам. Однажды бык не показывался более месяца. Хозяева забеспокоились и пошли на поиски. Долго искали они быка и обнаружили в волжской долине на лугах. Братья решили жить там, где остановился бык. Отсюда бык не уходил. Пичура. Айдар, Чинкей выкорчевывали лес и начали обрабатывать землю.Здесь бык пробыл три года и в один прекрасный день переправился на правый берег, отошел верст на десять и остановился близ реки Большой Аниш у возвышенности, откуда били два ключа. На возвышенности- лес, внизу- обширные луга.Братьям местность понравилась. Здесь бык задержался на несколько лет, но затем тронулся в западном направлении. Братья посовещались и решили не уходить всем за быком, одному из них предстояло остаться здесь же. Согласился остаться младший брат Чинкей. Он основал деревню Чанкасси ( Кугеево).Бык же, отойдя верст на семь, остановился у сильного ключа. Здесь обосновался Айдар (возникла деревня Айдарово). Затем бык перешел на две с половиной версты на северо-запад к другому ключу, где Пичура основал деревню Бичурино Мариинско-Посадского района.      

              По преданию, на правом берегу Волги, в двух верстах от нее, на лесной поляне остановилось стадо татарина Карабаша. Он якобы и основал Карабаши. Слово это- татарское, в переводе на чувашский язык означает « хура пус» (черная голова).Вероятно. деревня Карабаши основана чувашами в период нахождения их под игом Казанского ханства. Потому ей дали татарское название. Из-за толкования слова Карабаши по «правилам» народной этимологии, основание деревни приписали татарину Карабашу. 

            Местность связана с восстанием Степана Разина в 1670-1671 годах и Емельяна Пугачева в 1774 году. После их поражения остатки крестьян. Скрываясь от преследования, начали жить вблизи поселения карабаш, расширяя земельную площадь путем вырубки леса. Увеличивая число крестьянских дворов. Постепенно от хуторского поселения образовалась деревня Карабаши.

            Обстоятельно изучив вопрос соответствия факта и вымысла в исторических преданиях реального типа, В.К.Соколова справедливо указывает, что народное предание исторично в своей основе, поскольку толчком его создания всегда служили действительные события. Иногда в преданиях реальные факты передаются достаточно точно. Профессором И.И.Одюковым определен их тематический состав, собрано большое количество преданий.                                       

              Историки академик М.Н.Тихомиров, профессоры И.Д.Кузнецов, В.Ф.Каховский и другие в своих исследованиях использовали некоторые из чувашских преданий в качестве источника. Профессор В.Д.Димитриев в 1993 году издал книгу» Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины 19 века».                                                                                                                                                                        

 

Обряды языческой веры.   

               Личная и общественная жизнь чувашей была связана с соблюдением обрядов языческойверы.                                                                                                        

                 И после насильственного крещения в середине 18 века чуваши в своей массе оставались язычниками. Они уклонялись от принятия христианства и проводили свои языческие обряды. Карабашский киреметь сохранился вплоть до 50-х годов прошлого столетия. Для язычества чувашей был характерен дуализм: додрому богу Сюльди-Тора противостояли злые боги и духи во главе с Шуйтаном. Злые духи и божества были независимы от Сюльди-Торы, других добрых божеств и враждовали с ними.Непосредственно от Шуйтана произошли: Эсрель- злое божество смерти, Ирих- злое божество. Посылающее на людей наружные болезни. Ийэ- домовой и костолом и др. Самым вредным и злым божеством считался Киреметь, который обитал при каждом селении и приносил людям бесчисленное множество несчастий (болезни. Бездетность, пожары, засухи и т.п.).   

                 Сам термин Киреметь имеет по крайней мере четыре значения: 1)божества, 2)местности,3)название ритуала (моления), 4)название жертвенного дара.              

                  Места обитания божества Киреметь выделяются на местности. Например, горка на лугу, как остров среди моря. Они обитают в лесах и рощах. Киреметищами могут быть горы и холмы. Овраги у воды (родника, речки и озера).Излюбленными местами являются горки с деревьями. Из деревьев наиболее подходящие липа и вяз.                 

                  Как добрых, так и злых божеств и духов чуваши усмиряли, принося жертву- домашних животных, хлеб и т.п. Вид и количество жертвоприношений определял йомзья в зависимости от характера несчастья. По поводу чего приносилась жертва.  

                 Старожилы деревни Карабаши помнят место нахождения Киреметь. Для подтверждения этого расскажу любопытную историю. Одна женщина работала на свиноферме в 1945-49 годах. Один племенной хряк перестал возвращаться вместе со стадом. Целыми неделями бродил по лесам и полям. Однажды его вышли искать. Направились в лес, в так называемый «Оливанкукры». По пути можно было заглянуть в гумно колхоза «Волгарь». Мы вышли из ворот в конце улицы Хаяр рарти. Не доходя до гумна женьщина повернулась в сторону овражка и остановилась около толстого низкорослого, сучковатого вяза. В корневой части вяза было большое дупло, там валялись завернутые тряпкой яйца, пирожки. Сухарики и даже монеты. Женьщина поняла .что это Киреметь. Она сильно верила в языческие обряды. Поэтому она подошла к этому дереву и принялась молиться с просьбой о том, чтоб быстрее найти хряка. На месте вяза сейчас нет никаких следов, но односельчане помнят это место. Вот что рассказывает Самойлова Зоя Григорьевна:» Действительно. В направлении колхозного гумна в 350 метрах от дороги стоял сухой вяз. После смерти кого-нибудь из односельчан к нему приносили съедобные припасы и березовый хворост. Так как «Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам продолжением земного существования, они приносили жертвоприношения для дальнейшей жизни усопших».В местностях, где поклонялись Киреметь,всегда существовал свой йомзья. В Карабашах в 1930-х годах так называемым отголоском язычества был йомзья Марфа аппа. Она пользовалась большой популярностью. После смерти Марфы в деревне йомзьей больше не было. В округе часто можно было слышать о популярности Топая (Топай йомзья).Рассказывают, как к нему ходили на поклон те. У кого случались большие несчастья в семье.                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Крещение. 

      У чувашей. Мордвы. Марийцев и удмуртов вплоть до середины 18 века сохранилась языческая религия. Подобное положение не удовлетворяло царский режим. Русское духовенство. В 1740 году началось массовое насильственное крещение чувашских крестьян, соответственно в селениниях приступили к строительству церквей. К примеру, в наших краях ее строительство в селе Тимерчи Покровское) было завершено через 8 лет после начала массового крещения.                          

         В справочной книге Казанской епархии (№14) сказано; «В Тимерчи церковь деревянная, построенная в 1748 году на средства прихожан, двухпрестольная, главный- холодный, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придел- теплый, носит имя святого Чудотворца. Первоначальное деревянное здание церкви со временем обветшало и прихожане приняли решение о строительстве нового в кирпичном исполнении. У нового здания колокольня была четырехярусная. Высотой в 12 сажен и 2 аршина. Колокол весил 131 пуд». Тимирчинская церковь была закрыта в 1936 году, вновь открыта в 1992.                      

          В летописи села Тимерчи чебоксарскрго уезда о церкви Покровской (за 1867 год) сказано, что она имеет 2 десятины земли, а в 1855 году к этой площади еще примежевали 33 десятины пахотной и 6 сенокосной.  

           В старину кладбищдилось при церкви. С 1810 года прихожанам под кладбище отведено отдельное место в 2-х верстах юго-западнее села. В основном там хоронили усопших из Покровской волости. Деревень Верхние и Нижние Карабаши. Только после революции 1917 года карабашцам под кладбище выделена земельная площадь рядом с лесным массивом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Деревянное зодчество и развитие инфраструктуры деревни.                              

            Чувашский народ веками вырабатывал свое национальное деревянное зодчество. Некоторые черты древнего строительного искусства сохранились до сих пор.Были широко распространены четырехстенные дома размером 45 на 5, 5 на 6 метра. Дома строили из сосновых или липовых бревен. Между бревнами прокладывали мох, который добывали в заволжских лесах. На высоте около 1,5 метра от земли клали переводины, на которых стлали пол из толстых досок , а в древности, судя по археологическим данным, даже из полубревен. Внутренняя планировка старинных домов была простой. Вдоль передней и боковой стен располагались лавки (сак), наглухо приклепленные к стенам, и табуретки. Изготовление из досок. От входа в противоположной от печи стороне находился широкий нар ( поднар).

              Можно сказать, что до войны в Карабашах кирпичные дома не строили, массовое строительство началось в 60-х годах прошлого столетия. К началу Великой Отечественной войны в деревне не было ни одного дома с железной крышей. Для  примера: из 61 двора в Верхних Карабашах 27 были крыты тесом, 7- липовой корой, 27-соломой.                

              В настоящее время деревня кардинально перестроена, имеются и двухэтажные дома.        

            Обновление не затронуло только один дом- двор Мартьянова Олимпии Константиновича.

            В Нижних Карабашах такая же картина. После реформы земельного законодательства появились новые улицы и добротные кирпичные дома. С районным центром деревня связана дорогой с асфальтовым покрытием. В современных домах обычно имеется несколько комнат. Вместо широких нар и деревянных табуреток теперь мягкие кресла и диваны.             

            Бытовые условия тружеников села стали заметно лучше. Газификация домов почти завершилась. На каждой улице через 5-6 дворов стоят водоколонки. Некоторые жители провели воду прямо в дом. 

            В связи с развитием инфраструктуры деревень появилась востребованность в разных специальностях: стали нужны газоэлектросварщики, электрики, каменщики. Специалисты по лесопилению и переработке древесины, шоферы, трактористы и т.д. В общем, современной деревне трудно обойтись без мастеров на все руки. Среди карабашцев тоже появилось немало хороших специалистов, к примеру. Ефремов Виталий Владимирович, несмотря на довольно пожилой возраст. С любовью занимается изготовлением салазок на всякие нужды. Заказчиков хоть отбавляй. Артемьев Петр Васильевич в основном изготавливает оконные блоки и рамы. Отлично получаются у него и наличники. Мартьянов Анатолий Иванович также является мастером на все руки. Вышеназванные умельцы умеют мастерить практически все, отличаются отзывчивостью, всегда готовы оказывать помощь односельчанам – соседу, товарищу, старикам, родне.  

            В нашем Карабашском сельском поселении самым распространенным видом народного творчества является резьба по дереву, долбежное ремесло. Разным орнаментом украшены в домах предметы домашнего обихода: деревянные чашки, ложки. Солонки, пивные ковши, ковши «утки», стопы. А также фронтоны и наличники домов, ворота, калитки. Особенно в этих ремеслах высокого мастерства достиг Ефремов Виталий Аркадьевич.                                                                                                       

              В Карабашской начальной школе действует филиал Мариинско-Посадской детской художественной школы. Который организовали Татьяна и Петр Ефимовы. К сожалению, искусный краснодеревщик Петр Федорович Ефимов трагически погиб в возрасте 32 лет. В настоящее время его дело продолжает супруга Татьяна Ефимовна-преподаватель филиала. Обучает детей художественному ремеслу, которые самостоятельно изготавливают также керамические игрушки из глины: свистульки, сувениры с изображением зверюшек, домашних животных. На загляденье получаются у них и матрешки. Петр Федорович успел научить передать свое мастерство Макарову Владимиру Геннадьевичу. В настоящее время его часто приглашают в Москву, Подмосковье для украшения интерьеров квартир. Отличным специалистом по резьбе является и Макаров Вячеслав Григорьевич. Он участвовал при реставрации многих церквей в пермской области. Иванов Николай Иванович специально построил помещение, приобрел станки и другое оборудование по резьбе. Он полностью обновил свой домашний интерьер, обставил дом мебелью собственного производства. Карабашцы также занимаются лозоплетением. Мастерски плетет корзины разного назначения Оливанов Николай Семенович.  

 

                                                                                     

Назад ] Домашняя ] Далее ]       

Hosted by uCoz